Дизартрия

Дизартрия - это нарушение произношения, возникающее в результате органического поражения центральной нервной системы. При этом невозможно выделить какой-то определенный дефект, так как страдает вся произносительная способность.

Нарушение речи связано с ограничением подвижности мимической и речевой мускулатуры. Помимо нарушения произношения могут наблюдаться и другие симптомы.

Причины дизартрии

К дизартрии могут привести такие факторы, как вирусные инфекции, патологии, связанные с развитием плаценты, токсикозы, кровоизлияние в мозг младенца, вызванное стремительными или, напротив, затяжными родами. После рождения развитию патологии способствуют инфекционные заболевания мозга: менингит и менингоэнцефалит.

Симптомы дизартрии

Дизартрия может протекать в легкой или тяжелой форме. Последняя чаще всего наблюдается при ДЦП. Легкая степень проявляется в виде нарушения общей и мелкой моторики. Речь у таких детей нечеткая, но понять ее все же можно. Помимо этого, такие дети плохо едят. Они предпочитают мягкую пищу, избегая твердых фруктов и овощей, хлебных корочек и так далее. Нередко родители стараются подстроиться под ребенка и предлагают ему только пюреобразную пищу. В результате этого развития мышц щек и языка не происходит, и заболевание прогрессирует.

Также следует отметить, что при дизартрии ребенок испытывает сложности при полоскании рта. Он не может задерживать воду во рту.

Диагностика дизартрии

Для постановки диагноза врач проводить беседу с ребенком. Со слов матери оцениваются возможности и навыки малыша. Также с этой целью могут использоваться специальные тесты.

Лечение дизартрии

Лечение дизартрии требует особого терпения. Нельзя приказывать ребенку есть твердую пищу или выполнять действия, связанные с мелкой моторикой. Учитывая то, что такие дети не любят застегивать пуговицы и шнуровать шнурки, следует терпеливо научить их выполнять эти действия. Начинайте с крупных пуговиц. Сначала ребенок должен застегивать их на куклах, снятой одежде, постепенно переходя на более мелкие пуговички и надетую одежду.

При невозможности полоскать рот можно проводить с ним следующие упражнения. Объясните ребенку, как можно надуть рот и удерживать в нем воздух. После того как он освоит это упражнение, можно переходить к попыткам перегонять воздух из одной щеки в другую. Далее можно будет переходить к полосканию полости рта.

Развитию моторики способствуют упражнения со шнуровками. При этом можно использовать готовые игрушки или сделать их самим. Даже обычного квадрата с дырочками по краю будет достаточно, чтобы малыш освоил эти действия.

Занятия рисованием также помогают развить моторику. Детям нужно давать кисточки и карандаши, при этом объясняя, какая сила нажима должна быть в зависимости от выбранного предмета. То же касается ножниц. Вложите их в ладошку малыша и покажите, как именно ими пользоваться. Постепенно придумывайте задания, например вырезание круга или другой детали.

Общую моторику могут развить танцы и физические упражнения. Выполняйте их вместе с ребенком. Для этого держите его за руку, а при выполнении различных упражнений придерживайте за талию.

Что касается речи, то ее становлением должен заниматься логопед. Занятия строятся в зависимости от степени поражения и состояния речи. Как правило, логопеды используют все перечисленные методики, а также специальные упражнения, позволяющие развить мимическую и артикуляционную мускулатуру. Нередко такие дети направляются в специализированные детские сады для того, чтобы к ним осуществлялся индивидуальный подход.

Профилактика дизартрии

Соблюдение всех рекомендаций врача во время беременности, отсутствие заболеваний, прием витаминных комплексов и правильный режим дня помогут родить здорового ребенка. После рождения следует избегать всех возможных заболеваний, а также при их возникновении проводить полный и эффектный курс, исключающий риск развития осложнений.