Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ...

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — синдром дисфункции центральной нервной системы. СДВГ характеризуется проявлением трудностей, связанных с концентрацией и поддержанием внимания ребёнка. Наблюдается также значительное повышение двигательной активности ребёнка и нехарактерная импульсивность, нарушение социальных функций, проблемы с обучением.

Согласно статистическим данным (Заваденко Н.Н.), в России детей с СДВГ насчитывается от четырёх до восемнадцати процентов, причём мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек.

Этиология/причины

В зависимости от превалирующих клинических симптомов выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности (the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition - DSM-IV):

  • синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
  • синдром дефицита внимания без гиперактивности;
  • синдром гиперактивности без дефицита внимания.

СДВГ бывает первичным и вторичным, то есть возникающим в результате других заболеваний (психические заболевания, последствия перинатальных, инфекционных и травматических поражений центральной нервной системы и др.). Несмотря на давнее изучение СДВГ, точная причина этого заболевания до сих пор не установлена. При этом специалисты подчёркивают, что симптомы СДВГ обусловлены нижеприведёнными факторами:

- На генетическую природу СДВГ явно указывает то, что это заболевание имеет тенденцию к передаче по наследственной линии.

- Употребление матерью алкоголя и некоторых лекарственных препаратов, курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность, асфиксия новорожденных могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ.

- Предрасположенность к вероятному развитию СДВГ создаётся инфекционными заболеваниями, перенесёнными в раннем детстве, а также травмами головного мозга, имевшими место в тот же период.

- Семейные факторы (низкое социальное положение семьи, тяжелые разногласия между родителями, нейропсихиатрические нарушения, алкоголизация у матери) также увеличивают риск развития СДВГ.

Механизм развития СДВГ чаще всего обуславливается дефицитом в некоторых областях головного мозга ребёнка таких химических веществ как дофамин и норадреналин. Это явно указывает на то, что Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это заболевание, требующее своевременной диагностики и грамотного лечения.

Диагностика СДВГ

Диагностические критерии и клинические проявления СДВГ.

В соответствии с DSM-IV, при наличии шести нижеперечисленных симптомов у ребенка с уверенностью может быть диагностирован дефицит внимания:

  • не может сосредоточить внимание на деталях, допускает ошибки по невнимательности в работе;
  • с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
  • не слушает обращенную к нему речь;
  • не может следовать предлагаемым инструкциям и до конца выполнить задание;
  • не в состоянии самостоятельно организовать свою игру или деятельность;
  • старается избегать занятий, связанных с умственной нагрузкой и требующих длительной концентрации внимания;
  • теряет часто используемые предметы (игрушки, школьные принадлежности);
  • часто и легко отвлекается от начатого занятия;
  • проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Для уверенного диагностирования синдрома гиперактивности требуется явное наличие у ребенка следующих симптомов:

  • не может сидеть спокойно, совершает суетливые движения руками и ногами;
  • не в состоянии высидеть требуемое количество времени, часто вскакивает со своего места;
  • проявляет бесцельную двигательную активность, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо;
  • с трудом может играть самостоятельно или занять себя спокойным делом;
  • всегда пребывает в движении;
  • избыточно общителен.

Проявления импульсивности у ребенка:

  • отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца;
  • с трудом ожидает своей очереди в различных ситуациях;
  • перебивает либо вмешивается в разговоры и игры других.

В большинстве случаев клинические проявления СДВГ возникают в возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. В младенчестве дети, имеющие впоследствии диагноз гиперактивности, бывают гипервозбудимы, часто страдают нарушениями сна. С возрастом они становятся двигательно расторможенными, непослушными и отличаются трудно контролируемым родителями поведением. Дети с синдромом дефицита внимания без гиперактивности, в раннем возрасте могут иметь умеренную задержку в двигательном и речевом развитии, они пассивны и мало эмоциональны. Результатом нарушения внимания, равно как и появления симптомов гиперактивности и импульсивности ребёнка, часто становится неуспеваемость. СДВГ приводит к тому, что при нормальном или высоком уровне интеллекта ребенок школьного возраста имеет явные нарушения навыков чтения и письма, плохо справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах, часто вступает в конфликты со сверстниками и учителями. Особенно часто асоциальное агрессивное поведение наблюдается в подростковом возрасте.

К критериям диагностирования СДВГ, согласно DSM-IV, относятся:

  • у ребенка присутствуют выраженные симптомы гиперактивности и/или дефицита внимания;
  • появление симптомов СДВГ ранее 7 летнего возраста и их наблюдение на протяжении более полугода;
  • появление симптомов СДВГ не только дома, но и за его пределами, например в школе;
  • появление симптомов, не являющихся проявлением других заболеваний;
  • появление таких симптомов как нарушение обучения и нарушение социальных функций.

Лечение СДВГ

Наиболее эффективным в лечении детей с СДВГ считается комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. При немедикаментозной коррекции применяются методы модификации поведения, психотерапия, педагогическая и нейропсихологическая коррекция. Медикаментозная терапия при СДВГ назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда немедикаментозные методы коррекции неэффективны. Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты. Наибольший эффект в терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозного лечения.

В большинстве случаев к моменту вступления в подростковый возраст импульсивность и дефицит внимания сохраняются. Повышенная - же двигательная активность сходит на нет. Согласно официальной статистике характерные нарушения в поведении сохраняются примерно у двух третей подростков и половины взрослых, страдавших дефицитом внимания в детстве.


В начало страницы