Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — синдром дисфункции центральной нервной системы. СДВГ характеризуется проявлением трудностей, связанных с концентрацией и поддержанием внимания ребёнка. Наблюдается также значительное повышение двигательной активности ребёнка и нехарактерная импульсивность, нарушение социальных функций, проблемы с обучением.
Согласно статистическим данным (Заваденко Н.Н.), в России детей с СДВГ насчитывается от четырёх до восемнадцати процентов, причём мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек.
Этиология/причины
В зависимости от превалирующих клинических симптомов выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности (the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition - DSM-IV):
- синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
- синдром дефицита внимания без гиперактивности;
- синдром гиперактивности без дефицита внимания.
СДВГ бывает первичным и вторичным, то есть возникающим в результате других заболеваний (психические заболевания, последствия перинатальных, инфекционных и травматических поражений центральной нервной системы и др.). Несмотря на давнее изучение СДВГ, точная причина этого заболевания до сих пор не установлена. При этом специалисты подчёркивают, что симптомы СДВГ обусловлены нижеприведёнными факторами:
- На генетическую природу СДВГ явно указывает то, что это заболевание имеет тенденцию к передаче по наследственной линии.
- Употребление матерью алкоголя и некоторых лекарственных препаратов, курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность, асфиксия новорожденных могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ.
- Предрасположенность к вероятному развитию СДВГ создаётся инфекционными заболеваниями, перенесёнными в раннем детстве, а также травмами головного мозга, имевшими место в тот же период.
- Семейные факторы (низкое социальное положение семьи, тяжелые разногласия между родителями, нейропсихиатрические нарушения, алкоголизация у матери) также увеличивают риск развития СДВГ.
Механизм развития СДВГ чаще всего обуславливается дефицитом в некоторых областях головного мозга ребёнка таких химических веществ как дофамин и норадреналин. Это явно указывает на то, что Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это заболевание, требующее своевременной диагностики и грамотного лечения.
Диагностика СДВГ
Диагностические критерии и клинические проявления СДВГ.
В соответствии с DSM-IV, при наличии шести нижеперечисленных симптомов у ребенка с уверенностью может быть диагностирован дефицит внимания:
- не может сосредоточить внимание на деталях, допускает ошибки по невнимательности в работе;
- с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
- не слушает обращенную к нему речь;
- не может следовать предлагаемым инструкциям и до конца выполнить задание;
- не в состоянии самостоятельно организовать свою игру или деятельность;
- старается избегать занятий, связанных с умственной нагрузкой и требующих длительной концентрации внимания;
- теряет часто используемые предметы (игрушки, школьные принадлежности);
- часто и легко отвлекается от начатого занятия;
- проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Для уверенного диагностирования синдрома гиперактивности требуется явное наличие у ребенка следующих симптомов:
- не может сидеть спокойно, совершает суетливые движения руками и ногами;
- не в состоянии высидеть требуемое количество времени, часто вскакивает со своего места;
- проявляет бесцельную двигательную активность, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо;
- с трудом может играть самостоятельно или занять себя спокойным делом;
- всегда пребывает в движении;
- избыточно общителен.
Проявления импульсивности у ребенка:
- отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца;
- с трудом ожидает своей очереди в различных ситуациях;
- перебивает либо вмешивается в разговоры и игры других.
В большинстве случаев клинические проявления СДВГ возникают в возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. В младенчестве дети, имеющие впоследствии диагноз гиперактивности, бывают гипервозбудимы, часто страдают нарушениями сна. С возрастом они становятся двигательно расторможенными, непослушными и отличаются трудно контролируемым родителями поведением. Дети с синдромом дефицита внимания без гиперактивности, в раннем возрасте могут иметь умеренную задержку в двигательном и речевом развитии, они пассивны и мало эмоциональны. Результатом нарушения внимания, равно как и появления симптомов гиперактивности и импульсивности ребёнка, часто становится неуспеваемость. СДВГ приводит к тому, что при нормальном или высоком уровне интеллекта ребенок школьного возраста имеет явные нарушения навыков чтения и письма, плохо справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах, часто вступает в конфликты со сверстниками и учителями. Особенно часто асоциальное агрессивное поведение наблюдается в подростковом возрасте.
К критериям диагностирования СДВГ, согласно DSM-IV, относятся:
- у ребенка присутствуют выраженные симптомы гиперактивности и/или дефицита внимания;
- появление симптомов СДВГ ранее 7 летнего возраста и их наблюдение на протяжении более полугода;
- появление симптомов СДВГ не только дома, но и за его пределами, например в школе;
- появление симптомов, не являющихся проявлением других заболеваний;
- появление таких симптомов как нарушение обучения и нарушение социальных функций.
Лечение СДВГ
Наиболее эффективным в лечении детей с СДВГ считается комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. При немедикаментозной коррекции применяются методы модификации поведения, психотерапия, педагогическая и нейропсихологическая коррекция. Медикаментозная терапия при СДВГ назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда немедикаментозные методы коррекции неэффективны. Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты. Наибольший эффект в терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозного лечения.
В большинстве случаев к моменту вступления в подростковый возраст импульсивность и дефицит внимания сохраняются. Повышенная - же двигательная активность сходит на нет. Согласно официальной статистике характерные нарушения в поведении сохраняются примерно у двух третей подростков и половины взрослых, страдавших дефицитом внимания в детстве.