Задержка развития речи
Задержка развития речи – молчание ребенка до определенного возраста. Многие мамы сталкиваются с проблемами задержки в речевом развитии своих детей. Формирование речевой функции происходит индивидуально у каждого ребенка. Но есть ситуации, когда, достигнув нужного возраста, ребеночек все еще не может нормально общаться.
В свой первый день рождения (1 год) ребенок должен владеть минимальными речевыми навыками: понимать значения хотя бы 200 предметов, владеть 10-ю несложными словами и понимать, о чем с ним говорят взрослые.
Причины задержки развития речи
Основной причиной задержки речевой функции малыша является недостаток общения. Ребенок развивается, познает окружающий мир и учится подражать внешним звукам. Если родители уделяют мало времени для общения с ребенком или сами мало говорят, то и ребенок будет отставать в формировании речевых навыков. Кроме того, причинами заболевания могут быть:
- генетические факторы;
- задержка в развитии нервной системы;
- нарушения в мозговой деятельности, замедленное развитие коры головного мозга;
- воздействие различных инфекций на организм;
- поражения слухового аппарата.
Симптомы задержки развития речи
Родители должны проявить повышенное беспокойство, если в возрасте полугода малыш не произносит никаких звуков. Как правило, в VI месяцев каждый ребенок должен активно «агукать» и говорить несложные гласные звуки («а», «е»). Если этого не происходит, родители в срочном порядке должны показать ребенка невропатологу.
При достижении ребенком одного года, при нормальном развитии, он понимает, что обращаются именно к нему. Малыш знает свое имя и понимает, что хотят от него взрослые.
В возрасте 1,5 года ребеночек может показать «Где мама?» и «Где папа?».
В три годика ребенок начинает выстраивать смысловые предложения.
Если наблюдаются какие-либо отклонения, необходимо обратиться за помощью к невропатологу или педиатру.
Диагностика задержки развития речи
Диагностику болезни начинают проводить с раннего возраста. Она предполагает осуществление коррекционно-профилактических работ с детьми. Как правило, работа проводится в три этапа.
Первый этап - диагностический: подбираются инструменты и методики, позволяющие оценить речевые возможности детей.
На втором этапе – коррекционно-профилактическом – проводятся определенные упражнения. Это логопедические короткие уроки. Организуются игры для детей, помогающие сформировать правильное дыхание, развить слух, внимание, ловкость и общую моторику.
На последнем информационно-прогностическом этапе подводятся итоги проведенной работы и обозначаются перспективы дальнейших занятий.
Лечение задержки развития речи
Для лечения болезни необходимо правильно установить причину ее возникновения. Причины условно можно разделить на две составляющие: психологические факторы и неврологические. При первых факторах ребенку нужно стимулировать речевую функцию с помощью врача-логопеда. Родители также должны больше общаться с ребенком.
При неврологических нарушениях лечение назначается неврологом. Ребенку выписываются медикаментозные препараты и производят лечение участков головного мозга.
Профилактика задержки развития речи
В качестве профилактики болезни будущей маме в период беременности нужно принимать фолиевую кислоту. С уже родившимся малышом нужно больше разговаривать, организовывать всевозможные игры и упражнения, развивающие общую моторику. Можно посещать специальные логопедические занятия.